Какие специалисты будут востребованы в ближайшем будущем

В российской нефтегазовой промышленности наблюдается дефицит высококвалифицированных кадров в области разведки, бурения, добычи, переработки, обустройства скважин, транспортировки нефти и газа. Он связан как с совершенствованием технологий добычи и переработки углеводородов и с возрастанием роли инженерного персонала, так и с масштабами новых задач ТЭК страны по сохранению роли значимого игрока на рынке нефти и газа, освоению новых месторождений и диверсификации поставок.

Качество подготовки специалистов в вузах довольно высокое. Этому способствуют и современная учебная база, и сотрудничество с отраслевыми предприятиями, что помогает подкрепить теоретический курс практическими навыками работы. Однако проблема нехватки кадров все же есть, и обусловлена она несколькими причинами.

Во-первых, это вопрос «закрепляемости» специалистов на новых месторождениях или в регионах, перерабатывающих сырье. В России нефтегазовые предприятия расположены в основном в северных широтах, с тяжелыми условиями труда, что провоцирует высокую текучесть.

Во-вторых, в период резкого падения цен на нефть в компаниях были сокращены около 350 тысяч человек. Остались самые опытные, однако возраст большей части сотрудников превысил 50 лет.

И, в-третьих, это качество подготовки управленцев. Сегодня продолжающийся рост объемов капитальных вложений не сопровождается приростом производительности добычи нефти и газа. То есть налицо процесс постепенного достижения предела роста производительности труда за счет технологического развития и внедрения инновационных технологий. Существует реальная опасность, что технологическая модернизация, даже при наличии современной технологической базы и квалифицированных кадров, не принесет нужных результатов, так как задача повышения эффективности управления предприятием отойдет на второй план. Поэтому столь актуальна задача подготовки специалистов, способных изменить традиционную структуру управления предприятием.

Внедрение новых цифровых решений, которое сейчас происходит, сильно изменит нефтегазовую отрасль уже в ближайшее время. Переход на интеллектуальные модели разработки месторождений позволит уменьшить капитальные затраты на половину, а большинство показателей дадут рост 5-10 процентов к эффективности. Технологический рывок и «умные» решения скажутся на глобальной кривой предложения нефти на мировом рынке и удешевлении трудноизвлекаемых запасов. В первую очередь, в отрасли сильно изменится скорость получения оперативного мониторинга, извлечения информации, моделирования и прогнозирования ситуаций. Таким образом, трансформации отрасли в короткие сроки можно достичь благодаря привлечению молодежи, способной быстро освоить новые технологии и средства работы с мониторингом данных, а также способных самообучаться под новые задачи.

Нефтегазовая экономика уже в ближайшем будущем будет испытывать серьезную потребность в высококвалифицированных кадрах по цифровым профессиям. Необходимо отметить, что треть нынешних профессий до конца 2025 года будет заменена роботизированными или киберфизическими системами. Сейчас доля цифровизации нефтегазового образования в РФ одна из самих низких в мире — около 8 процентов. Узких специалистов по цифровизации именно для нефтегазового сектора никто не готовит. Персонал такого уровня — штучный товар.

Наиболее востребованные кадры на рынке — это специалисты по работе на офшорных платформах, специалисты в области геонаук (геология и разработка месторождений), специалисты высокого уровня, руководители проектов, обладающие в то же время «полевым» опытом. Также востребованы НИОКР-специалисты с опытом научных изысканий в нефтяной отрасли и с опытом работы от 3 до 6 лет.

Треть профессий до 2025 года будут заменены роботизированными или киберфизическими системами.

Одной из профессий будущего в нефтегазовой отрасли станет профессия робототехника. Это универсальный специалист: инженер, кибернетик и программист. Он должен знать механику, программирование, теорию автоматического управления, теорию проектирования автоматических систем. Владеть навыками конструирования и уметь работать руками, например, паяльником. Всему этому нужно не только учиться, но и любить, и чувствовать, как все это можно в себе совмещать, таких специалистов-универсалов со светлой головой и золотыми руками сейчас на рынке немного.

Также совсем скоро появятся специальности, использующие искусственный интеллект в управленческих процессах, например, цифровой оператор подводных сварочных работ на нефте- и газопроводах.

В этом году была запущена система квантового шифрования протоколов передачи информации от центров интегрированных операций на морские платформы и подводные добычные комплексы. В связи с этим появилась потребность в специалистах по квантовым технологиям шифрования и передачи производственной информации — квантовальщиках. Среди наиболее перспективных сегментов для перехода на цифровые технологии можно выделить управление активами и инфраструктурными объектами, разработку месторождений, геофизический сервис, трубопроводы, переработку.

Список востребованных профессий в нефтегазовой отрасли России сегодня достаточно длинный, хотя и в этом списке есть традиционные лидеры. В последнее время, в связи с реализацией масштабных проектов по строительству нефтегазовых объектов, особую ценность для многих компаний представляют опытные менеджеры по проектированию и строительству. Для крупных нефтегазовых компаний, ведущих масштабные проекты, очень важно наличие сотрудников, имеющих опыт в строительстве, модернизации или реконструкции объектов нефтепереработки или нефтехимии; добычи, переработки, утилизации газа, в работе на магистральных нефтепроводах, газопроводах и насосных/компрессорных станциях. Востребованы сотрудники, вовлеченные в управление проектами по различным дисциплинам: инженеры-проектировщики, технологи, специалисты по планированию и контролю затрат.