Как будут проверять техникумы?

Мониторинг эффективности вузов России проходит уже в течение нескольких лет, с 2012 года, и полностью доказал свою необходимость. Теперь министерство образования собирается проводить мониторинг всех средних специальных учебных заведений страны.

Как сообщил корреспондентам ТАСС представитель пресс-центра министерства, вопрос о мониторинге, показателях и критериях оценки и составление рейтинга колледжей и техникумов прорабатывался в министерстве по поручению правительства России. В результате такого всеобщего мониторинга будет сформирован определённый массив данных, который затем и ляжет в основу рейтинга.

По словам министра образования и науки Дмитрия Ливанова, пилотная апробация уже состоялась год назад. По результатам были отобраны критерии и характеристики, которые будут использованы при составлении рейтинга. В их числе:

• трудоустройство выпускников, в количественных и в качественных показателях;

• оценка профессиональных умений учащихся с точки зрения соответствия требованиям современности;

• условия обучения, то есть оснащенность необходимым оборудованием и техникой.

• участие колледжа или техникума в чемпионатах профмастерства. Будет оцениваться участие как в региональных, так и в отраслевых соревнованиях. Одним из таких конкурсов обязательно будет WorldSkills Russia — конкурс Молодые Профессионалы, представляющий собой современную площадку, на которой создаются условия для профессионального самоопределения учащихся и молодых специалистов;

• образовательная деятельность учебного заведения, её результатом служат стабильные показатели образовательной подготовки;

• оценка кадрового потенциала образовательного учреждения;

• его инфраструктура;

• материальные ресурсы.

Первый этап мониторинга пройдёт уже в текущем году среди колледжей и техникумов, имеющихся в России. Предполагается, что результаты мониторинга будут выложены в сеть интернет. Будет создана эффективная система доступа к интересующей информации по отдельному учебному учреждению. Открытость данных позволит использовать их при составлении оценочных листов и самого рейтинга, а также для ознакомления всех интересующихся системой среднего образования. Таким образом появится возможность использовать данные при работе, например, независимых рейтинговых агентств.

Принципы действия мониторинга

Основные принципы, на основе которых планируется проводить мониторинг:

-информация, использующаяся при составлении рейтинга, должна быть полностью достоверной и перепроверяемой;

-она должна обновляться с определённой периодичностью и оставаться актуальной на момент составления рейтинга;

-информация должна поступать постоянно. Это достигается проведением мониторинга на постоянной основе с заранее заданной периодичностью.

-мониторинг должен быть единым по содержанию и форме, и проводиться по одним правилам для всех техникумов и колледжей;

-информация, полученная в результате его проведения, должна быть доступной для всех заинтересованных лиц.

Теперь учащиеся школ, выбирая, где им продолжить учёбу после девятого класса, смогут ориентироваться не только на то, насколько привлекательную специальность предлагает для обучения тот или иной колледж, но и на соответствующие данные мониторинга. Это позволит подобрать наиболее продвинутое учебное учреждение.

Как всё начиналось 

Ещё два года назад мысль о необходимости мониторинга колледжей озвучила Ольга Голодец, вице-премьер РФ. На совещании, посвящённом вопросам формирования госзаказа на нужные для промышленности рабочие специальности, которое происходило в Москве осенью 2014 года, вице-премьер предложила подумать о таких рейтингах для оценки работы техникумов. Она настаивала, чтобы показатели в рейтинге были не просто объективными, но и чёткими, выражаемыми в числовых характеристиках. Если составить такой рейтинг ССУЗов по всей России, сказала вице-премьер, можно сразу увидеть, кто в этой сфере лидер, а кто — совсем наоборот. Интересно то, что Минобрнауки не предполагает закрытия неэффективных техникумов, как это происходит по результатам мониторинга эффективности вузов. Предполагается, что такие учебные заведения будут внесены в общий рейтинг, но расположатся в нём на самых низких позициях.

Методика 

Мониторинг как таковой — это отлаженная система сбора и обработки информации о том, как работают различные структуры техникума или колледжа, а также о том, как и насколько удовлетворяются в нём образовательные запросы студентов и преподавателей.

В процесс мониторинга входит разноплановая деятельность, позволяющая оценить качество и эффективность обучения. Сюда входит выбор необходимых в текущей ситуации предметов контроля, измерение соответствующих выбранных показателей, сопоставление фактических данных с установленными стандартами, а также принятие определённых мер в случае обнаружения какого-либо несоответствия нормам.

Целью мониторинга можно считать повышение эффективности работы администрации и преподавательского состава по обеспечению качества учебного процесса.

Помимо внесения в общий рейтинг ССУЗов страны задачами монторинга можно считать:

• объективную информацию о том, как проходит учебный процесс в учреждении;

• поиск соответствия показателей работы учреждения и требований ФГОС, а также других нормативных актов;

• определение тенденций в динамике деятельности;

• если выявляются несоответствия требованиям ФГОСов, устанавливаются их причины и вырабатываются рекомендации по их устранению.

• дополнительным требованием к системе, помимо оперативности и доступности, является ещё и её системность. Оцениваться должны все факторы, имеющие влияние на оказание образовательных услуг, и рассматриваться все заинтересованные лица, включая преподавателей, родителей студентов, работодателей.

Учитывая, что мониторинг требует довольно больших временных и трудовых затрат, при его проведении должны быть задействованы прогрессивные технологии и инструменты, с помощью которых стоимость проведения может быть снижена до минимума.

Как обеспечивается система мониторинга

Составляется план его выполнения по всем выбранным направлениям деятельности. В программе кроме ответственных лиц и сроков выполнения указываются задачи каждого конкретного направления, определяются объекты, методы, с помощью которых происходит сбор данных, и критерии оценки каждого направление. Так, например, при мониторинге процесса обучения анализируются следующие показатели:

-соответствие программ обучения виду ССУЗа;

-соответствие графика обучения студентов ФГОСам по специальностям;

-соответствие расписаний групп учебному плану, а также требованиям СанПин;

-оценивается система контроля посещений и успеваемости;

-оцениваются журналы учёта как теоретического обучения, так и производственных практик.

Аналогичная работа выполняется и по остальным направлениям.

Нужно надеяться, что и сам мониторинг, и рассчитанный на его основе рейтинг, будут по настоящему полезными. И что они не станут очередной бумажно-бюрократической надстройкой, которая не столько помогает колледжам и техникумам переформатироваться и улучшать работу, сколько создаёт для администрации организационные сложности, заставляющие преподавателей составлять длинные и отчёты и рисовать графики предполагаемых улучшений.

Комментарий:

Галина Охотникова, школа профессий PROдвижение: 

«При поступлении в институт, я была удивлена словам одного преподавателя на одной из лекций. Он сказал, что то, что мы изучаем в институте – 80% процентов знаний нам не пригодится в профессии. Это очень большой процент. Только на последнем курсе мы выбирали себе специальность. Преподаватель оказался прав. Для того, чтобы обучение было максимально полезным, кроме теории, студентам необходимо проходить практику, не для подписи в дневнике, а чтобы изучить профессию, правила профессиональной жизни, познакомиться с коллективом, а после окончания учебы может и работать в этом коллективе. Обучение должно быть плотно связано с производством. И хочется, чтобы фраза «Забудьте то, чему вас учили в учебном заведении» просто исчезла из нашей речи. Самое важное в профессии, чтобы выбор профессии был по зову сердца».